Катехизация
В наших храмах
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Причащения
Таинство Брака
О церковной свече
Таинство Соборования
Церковное поминовение
Церковная реабилитация
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Для чего мы принимаем крещение или крестим своих детей? Обычно священники спрашивают об этом во время бесед перед Таинством крещения у того, кто готовится стать христианином или хочет крестить своего ребенка. Ответить на этот очень важный вопрос каждый должен в первую очередь самому себе. Итак, для чего мы крестимся? Ответы можно услышать очень разные: чтобы Бог послал удачу в жизни; чтобы не болеть; мы русские, живем в России, а значит, надо креститься; чтобы не сглазили и не испортили нехорошие люди и т.п. Все эти ответы или вовсе неправильные, или содержат лишь небольшую долю истины. Да, в крещении человек получает ограждение и защиту от всякой силы вражьей; да, наша страна является православной вот уже более тысячи лет и наши предки оставили нам это великое сокровище — веру христианскую и православные традиции. Но не это главное. В святом крещении мы рождаемся заново — для новой, вечной жизни и умираем для жизни прежней, плотской и греховной. Водами крещения человек омывается от первородного греха, а также от всех грехов, которые совершил до крещения, если крестится взрослым. Мы приходим в этот мир через родителей, они дают нам рождение телесное, а духовное рождение мы получаем в купели крещения. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3, 5), — говорит нам Господь. Войти в Царство Небесное — значит спасти свою душу, приблизиться к Богу. И, принимая крещение, мы усыновляемся Богу, восстанавливаем ту связь с Ним, которую человечество потеряло.
Более двух тысяч лет назад в мир пришел Господь наш Иисус Христос, мы ведем наше летоисчисление от этой великой даты. Ко времени Его пришествия грехи людей умножились настолько, человеческая природа была испорчена так сильно, что потребовалось возродить ее, восстановить человеческий образ, истлевший из-за страстей. Для этого Сам Бог принимает на Себя наше человеческое естество и проходит весь путь земной жизни: от рождения, искушений, страданий и до самой смерти. Христос преодолел все соблазны, перенес все мучения, умер за нас на Кресте и воскрес, воскресив тем самым падшее человеческое естество. Теперь каждый, кто принимает святое крещение, рождается от Христа, становится христианином и может пользоваться плодами искупительной Жертвы Христовой, идти путем, который Он нам указал в Евангелии. Ибо Он Сам говорил про Себя: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6). Евангелие — это слово Божие, учебник жизни для каждого христианина; там сказано, как нам жить, как идти путем Христа, как бороться с грехами и как любить Бога и людей.
Таинство крещения совершается в три погружения с призыванием лиц Святой Троицы. Священник погружает крещаемого в купель со словами: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Крестить во имя Святой Троицы заповедовал Сам Спаситель, повелев апостолам крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28, 19).
В крещении человек становится не только чадом Божим, но и членом Церкви. Церковь создал Сам Христос: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16, 18). Церковь — это тело Христово, народ Божий, православные христиане, объединенные общей верой, молитвой и Таинствами. Таинства установлены Богом, они являются проводниками благодати Божией, нетварной Божественной энергии. В них мы получаем благодать, помощь от Бога. Они исцеляют наше духовное и телесное естество.
Человек состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а о душе многие могут не вспоминать годами. Мы уже говорили, что крещение называют вторым рождением. Что делает мать после родов, когда ей дают ребенка? Прикладывает к груди, кормит его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Еще крещение сравнивают с семенем. Если семя поливать, рыхлить землю, полоть сорняки, ухаживать за ним, из него вырастет прекрасное дерево и даст плоды.
Но если о семени не заботиться, оно может погибнуть и никакой пользы не принести. Так же и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, а значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые есть в Церкви. В Церковь Господь вложил все потребное для нашего спасения. Святые Таинства, утренние и вечерние молитвы, воскресное и праздничное богослужение, посты — все это должно сопровождать жизнь православного человека. Приняв святое крещение, надо стараться полнее узнать о духовной жизни: читать Священное Писание, другую духовную литературу. Благо сейчас открыты огромные возможности для самообразования. Приложив очень немного усилий, можно узнать основы веры православной, изучить церковные традиции, праздники. Не нужно думать, что раз мы не были научены этому с детства, то нам уже не постичь эту науку. Идти к Богу не поздно в любом возрасте, и Господь обязательно откроется каждому обращающемуся к Нему.
Если человек крестился и продолжает жить, как жил, ничего не меняя в своей жизни, он подобен безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в очень хороший вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей лишь два раза в жизни приносят в храм: один раз — крестить, второй раз — отпевать. Это страшно: значит, вся жизнь человека прошла без Бога.
После крещения человек не только рождается в жизнь новую, но и умирает для старой, греховной жизни. Христианин должен избегать грехов, бороться с ними, жить по заповедям Божиим. Принимая крещение, мы получаем от Бога дар прощения всех наших грехов и поэтому должны сохранять светлые одежды крещения в чистоте. В знак святости души новокрещенного на него надевается белая крестильная рубашка.
Крещение — великое Таинство, однако без нашей веры оно не имеет действия. Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по Евангелию, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что, когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя себе пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенной, пустой и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовная пустота заполняется духами злобы. Если человек после крещения не ведет духовную жизнь или родители, крестив ребенка, не занимаются его духовным воспитанием (не учат молитвам, не водят в храм), душу заполняет иная духовность. Сейчас, когда распространились секты и оккультизм, это особенно опасно. Но есть и другая опасность: влияние зла на душу ребенка через средства массовой информации, Интернет и общение с порочными людьми огромно. Если человек не получает правильного христианского воспитания, если о его душе не заботятся, она станет духовно больной. Зло прилипчиво. Христианское воспитание — прививка от зла, которое царит в мире. Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Вся надежда — на семью.
Принимая крещение, мы отрекаемся от диавола и от всех дел его, которые есть грех. Для защиты от диавола нам и дается великое оружие: крещение и Крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани». Снимать его не следует. Сняв крест, мы лишаем себя ограждения и защиты. Человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола. Если Бог за нас, кто против нас? (Рим 8, 31). При крещении христианину дается Ангел Хранитель, который оберегает и хранит его от всякой опасности, в том числе и со стороны силы бесовской. Этот Ангел также помогает человеку во всех делах спасения, побуждая к добрым мыслям и делам. Родителям и крестным следует помнить о том, какая большая ответственность лежит теперь на них по христианскому воспитанию детей. Воспитывая ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Чти отца твоего и матерь твою... (Исх 20, 12). Заповеди нужно знать и рассказывать о них детям. Когда мы учим ребенка утром молиться за родителей, то уже учим его почитать отца и мать, проявлять заботу о них.
Семья — это малая Церковь, образ Церкви большой, соборной, где люди все вместе молятся, спасаются, идут к Богу. Если мы всегда будем помнить о главном — спасении нашей души и спасении наших детей, — будем вместе идти ко Христу и молиться Ему, Бог благословит нашу семью и пошлет Свою помощь во всех трудах и делах нашей жизни. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть все остальное) приложится вам (Мф 6, 33), — говорит нам Господь.
Таинство миропомазания дополняет Таинство крещения и совершается сразу после него, как бы соединяясь с ним. В III веке святой Киприан Карфагенский писал: «Крещение и миропомазание — два отдельных акта крещения, хотя и соединенных самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению». В Таинстве миропомазания на новокрещенного сходит Святой Дух, сообщая ему благодатные дары. Миропомазание, так же как и все другие Таинства, имеет основание в Священном Писании и восходит к апостольским временам. Во времена святых апостолов каждый крестившийся получал дары Святого Духа через возложение на него рук епископа. Позже установилась практика помазания святым миром — особым благовонным веществом, освященным предстоятелем, то есть главным епископом Церкви. В Русской Православной Церкви святое миро варится в Москве, в Малом соборе Донского монастыря, во время Страстной седмицы. Это весьма непростой, длительный процесс ( он занимает несколько дней). При этом читается Евангелие, и в миро добавляются все новые компоненты — всего в его состав входит около сорока веществ. Освящают миро в Великий Четверг.
При совершении Таинства миропомазания священник крестообразно помазывает новокрещенному человеку основные части тела, отвечающие за действия, чувства и способности: чело, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги — со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Святой Дух сходит на христианина и освящает его духовное и телесное естество — члены тела и органы чувств. Человек становится храмом Святого Духа. Святой Симеон Солунский говорит: «Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, поврежденный в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы». И крещение, и миропомазание мы принимаем, чтобы возродить в себе первозданный образ Божий, испорченный грехопадением.
Еще одно значение миропомазания — это посвящение всего нашего духовного и телесного естества, всей нашей жизни Богу. Крещение и миропомазание освящают нас, а освящение и есть посвящение. Освятить — значит сделать священным. Крещение младенцев в нашей Церкви обычно совершается на сороковой день, подобно тому как Младенец Христос был принесен в Иерусалимский храм. Это было сделано по традиции, ибо сорокадневные младенцы — первенцы мужского пола — в Израиле приносились в храм для посвящения Богу. И мы через помазания своих членов и органов чувств посвящаем их служению Богу. Отныне они должны служить не греховным наслаждениям, а спасению нашей души. Однако, как отмечал святой Киприан Карфагенский, нет никаких препятствий, чтобы крестить младенца ранее сорокового дня.
ИСТОЧНИК: www.pravoslavie.ru
Для чего мы принимаем крещение или крестим своих детей? Обычно священники спрашивают об этом во время бесед перед Таинством крещения у того, кто готовится стать христианином или хочет крестить своего ребенка. Ответить на этот очень важный вопрос каждый должен в первую очередь самому себе. Итак, для чего мы крестимся? Ответы можно услышать очень разные: чтобы Бог послал удачу в жизни; чтобы не болеть; мы русские, живем в России, а значит, надо креститься; чтобы не сглазили и не испортили нехорошие люди и т.п. Все эти ответы или вовсе неправильные, или содержат лишь небольшую долю истины. Да, в крещении человек получает ограждение и защиту от всякой силы вражьей; да, наша страна является православной вот уже более тысячи лет и наши предки оставили нам это великое сокровище — веру христианскую и православные традиции. Но не это главное. В святом крещении мы рождаемся заново — для новой, вечной жизни и умираем для жизни прежней, плотской и греховной. Водами крещения человек омывается от первородного греха, а также от всех грехов, которые совершил до крещения, если крестится взрослым. Мы приходим в этот мир через родителей, они дают нам рождение телесное, а духовное рождение мы получаем в купели крещения. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3, 5), — говорит нам Господь. Войти в Царство Небесное — значит спасти свою душу, приблизиться к Богу. И, принимая крещение, мы усыновляемся Богу, восстанавливаем ту связь с Ним, которую человечество потеряло.
Более двух тысяч лет назад в мир пришел Господь наш Иисус Христос, мы ведем наше летоисчисление от этой великой даты. Ко времени Его пришествия грехи людей умножились настолько, человеческая природа была испорчена так сильно, что потребовалось возродить ее, восстановить человеческий образ, истлевший из-за страстей. Для этого Сам Бог принимает на Себя наше человеческое естество и проходит весь путь земной жизни: от рождения, искушений, страданий и до самой смерти. Христос преодолел все соблазны, перенес все мучения, умер за нас на Кресте и воскрес, воскресив тем самым падшее человеческое естество. Теперь каждый, кто принимает святое крещение, рождается от Христа, становится христианином и может пользоваться плодами искупительной Жертвы Христовой, идти путем, который Он нам указал в Евангелии. Ибо Он Сам говорил про Себя: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6). Евангелие — это слово Божие, учебник жизни для каждого христианина; там сказано, как нам жить, как идти путем Христа, как бороться с грехами и как любить Бога и людей.
Таинство крещения совершается в три погружения с призыванием лиц Святой Троицы. Священник погружает крещаемого в купель со словами: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Крестить во имя Святой Троицы заповедовал Сам Спаситель, повелев апостолам крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28, 19).
В крещении человек становится не только чадом Божим, но и членом Церкви. Церковь создал Сам Христос: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16, 18). Церковь — это тело Христово, народ Божий, православные христиане, объединенные общей верой, молитвой и Таинствами. Таинства установлены Богом, они являются проводниками благодати Божией, нетварной Божественной энергии. В них мы получаем благодать, помощь от Бога. Они исцеляют наше духовное и телесное естество.
Человек состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а о душе многие могут не вспоминать годами. Мы уже говорили, что крещение называют вторым рождением. Что делает мать после родов, когда ей дают ребенка? Прикладывает к груди, кормит его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Еще крещение сравнивают с семенем. Если семя поливать, рыхлить землю, полоть сорняки, ухаживать за ним, из него вырастет прекрасное дерево и даст плоды.
Но если о семени не заботиться, оно может погибнуть и никакой пользы не принести. Так же и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, а значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые есть в Церкви. В Церковь Господь вложил все потребное для нашего спасения. Святые Таинства, утренние и вечерние молитвы, воскресное и праздничное богослужение, посты — все это должно сопровождать жизнь православного человека. Приняв святое крещение, надо стараться полнее узнать о духовной жизни: читать Священное Писание, другую духовную литературу. Благо сейчас открыты огромные возможности для самообразования. Приложив очень немного усилий, можно узнать основы веры православной, изучить церковные традиции, праздники. Не нужно думать, что раз мы не были научены этому с детства, то нам уже не постичь эту науку. Идти к Богу не поздно в любом возрасте, и Господь обязательно откроется каждому обращающемуся к Нему.
Если человек крестился и продолжает жить, как жил, ничего не меняя в своей жизни, он подобен безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в очень хороший вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей лишь два раза в жизни приносят в храм: один раз — крестить, второй раз — отпевать. Это страшно: значит, вся жизнь человека прошла без Бога.
После крещения человек не только рождается в жизнь новую, но и умирает для старой, греховной жизни. Христианин должен избегать грехов, бороться с ними, жить по заповедям Божиим. Принимая крещение, мы получаем от Бога дар прощения всех наших грехов и поэтому должны сохранять светлые одежды крещения в чистоте. В знак святости души новокрещенного на него надевается белая крестильная рубашка.
Крещение — великое Таинство, однако без нашей веры оно не имеет действия. Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по Евангелию, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что, когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя себе пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенной, пустой и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовная пустота заполняется духами злобы. Если человек после крещения не ведет духовную жизнь или родители, крестив ребенка, не занимаются его духовным воспитанием (не учат молитвам, не водят в храм), душу заполняет иная духовность. Сейчас, когда распространились секты и оккультизм, это особенно опасно. Но есть и другая опасность: влияние зла на душу ребенка через средства массовой информации, Интернет и общение с порочными людьми огромно. Если человек не получает правильного христианского воспитания, если о его душе не заботятся, она станет духовно больной. Зло прилипчиво. Христианское воспитание — прививка от зла, которое царит в мире. Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Вся надежда — на семью.
Принимая крещение, мы отрекаемся от диавола и от всех дел его, которые есть грех. Для защиты от диавола нам и дается великое оружие: крещение и Крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани». Снимать его не следует. Сняв крест, мы лишаем себя ограждения и защиты. Человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола. Если Бог за нас, кто против нас? (Рим 8, 31). При крещении христианину дается Ангел Хранитель, который оберегает и хранит его от всякой опасности, в том числе и со стороны силы бесовской. Этот Ангел также помогает человеку во всех делах спасения, побуждая к добрым мыслям и делам. Родителям и крестным следует помнить о том, какая большая ответственность лежит теперь на них по христианскому воспитанию детей. Воспитывая ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Чти отца твоего и матерь твою... (Исх 20, 12). Заповеди нужно знать и рассказывать о них детям. Когда мы учим ребенка утром молиться за родителей, то уже учим его почитать отца и мать, проявлять заботу о них.
Семья — это малая Церковь, образ Церкви большой, соборной, где люди все вместе молятся, спасаются, идут к Богу. Если мы всегда будем помнить о главном — спасении нашей души и спасении наших детей, — будем вместе идти ко Христу и молиться Ему, Бог благословит нашу семью и пошлет Свою помощь во всех трудах и делах нашей жизни. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть все остальное) приложится вам (Мф 6, 33), — говорит нам Господь.
Таинство миропомазания дополняет Таинство крещения и совершается сразу после него, как бы соединяясь с ним. В III веке святой Киприан Карфагенский писал: «Крещение и миропомазание — два отдельных акта крещения, хотя и соединенных самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению». В Таинстве миропомазания на новокрещенного сходит Святой Дух, сообщая ему благодатные дары. Миропомазание, так же как и все другие Таинства, имеет основание в Священном Писании и восходит к апостольским временам. Во времена святых апостолов каждый крестившийся получал дары Святого Духа через возложение на него рук епископа. Позже установилась практика помазания святым миром — особым благовонным веществом, освященным предстоятелем, то есть главным епископом Церкви. В Русской Православной Церкви святое миро варится в Москве, в Малом соборе Донского монастыря, во время Страстной седмицы. Это весьма непростой, длительный процесс ( он занимает несколько дней). При этом читается Евангелие, и в миро добавляются все новые компоненты — всего в его состав входит около сорока веществ. Освящают миро в Великий Четверг.
При совершении Таинства миропомазания священник крестообразно помазывает новокрещенному человеку основные части тела, отвечающие за действия, чувства и способности: чело, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги — со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Святой Дух сходит на христианина и освящает его духовное и телесное естество — члены тела и органы чувств. Человек становится храмом Святого Духа. Святой Симеон Солунский говорит: «Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, поврежденный в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы». И крещение, и миропомазание мы принимаем, чтобы возродить в себе первозданный образ Божий, испорченный грехопадением.
Еще одно значение миропомазания — это посвящение всего нашего духовного и телесного естества, всей нашей жизни Богу. Крещение и миропомазание освящают нас, а освящение и есть посвящение. Освятить — значит сделать священным. Крещение младенцев в нашей Церкви обычно совершается на сороковой день, подобно тому как Младенец Христос был принесен в Иерусалимский храм. Это было сделано по традиции, ибо сорокадневные младенцы — первенцы мужского пола — в Израиле приносились в храм для посвящения Богу. И мы через помазания своих членов и органов чувств посвящаем их служению Богу. Отныне они должны служить не греховным наслаждениям, а спасению нашей души. Однако, как отмечал святой Киприан Карфагенский, нет никаких препятствий, чтобы крестить младенца ранее сорокового дня.
ИСТОЧНИК: www.pravoslavie.ru