История храма
Отец Димитрий Смирнов рассказывает о крестильном храме
Наиважнейшим событием в жизни Церкви является освящение храма, это отражено и в литургической жизни, потому что день освящения храма «теснит» все остальные праздники и совершается с особенной торжественностью, читаются замечательные тексты, с которыми каждый из нас имеет возможность озналось строительство и декорирование мозаикой нового небольшого храма, назначение которого — служить баптистерием. Строительство и оформление мозаикой длилось в общей сложности 18 лет. Это один из последних храмов, который начал и вот теперь закончил наш архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов, профессор архитектуры, который построил и реконструировал немало храмов, и первый из них — во имя святителя Митрофана Воронежского. Если посмотреть на всю историю этого проекта, надо сказать, что сама идея возникла в Италии. Мне довелось увидеть в одном древнем итальянском городе баптистерий. И когда я по нему ходил, притрагивался к этим древним камням, созерцал божественного вида мозаику, то подумал: чтобы строить такие драгоценные сооружения, как нужно было глубоко понимать, сколь важен день, когда человек через Крещение рождается в вечную жизнь. Древние христиане очень хорошо это понимали, и таким образом возникли специально сооруженные помещения, где совершалось святое Крещение. Это мне очень глубоко запало в душу. А потом я поехал в Равенну, осмотрел все, какие там есть, замечательные мозаики и набрел на мавзолей Галлы Плацидии, который был весь — и стены, и потолок — украшен мозаикой. Мне подумалось: а может быть, нам тоже попробовать на территории нашего Благовещенского храма построить такой баптистерий и украсить его вечным материалом — мозаикой?.. Очень интересный для меня проект — мне было интересно, как он у нас получится, тем более у нас уже был первый, очень осторожный опыт в храме Митрофана Воронежского. Художник-мозаичист Александр Давыдович Карнаухов, могучий такой человек, хотел сразу отделать весь храм, но мы ограничились алтарем, взяв в пример Киевскую Софию, где мозаикой выложен только алтарь. А здесь, в крестильном храме, под эстетическим влиянием мавзолея Галлы Плацидии мы дерзнули приступить.. В чистом виде строительство длилось 18 лет, а в общей сложности, вместе с замыслом и конкретными усилиями разработки, целых двадцать. То, что у нас получилось, я постараюсь вам показать. Храм построен специально для совершения Крещения, и в нем есть два помещения, слева и справа, с раздевалками для крещаемых мужского и женского пола. Посреди — купель, в которую можно полностью погрузиться. Храм двухэтажный, на втором этаже могут стоять восприемники и все остальные гости, которые присутствуют при этом событии, и духовно участвуют, и молятся за просвещающихся светом Крещения. Готовящиеся ко Крещению входят в купель, затем надевают крещальные одежды и, по замыслу самого таинства, это должно происходить на крещальной литургии, поэтому в нашем баптистерии сооружен алтарь. Чин совершения Крещения совершенно органично переходит в Божественную литургию. Мы будем служить крещальную литургию раз в месяц, и те, кто пожелает на ней креститься, будут проходить полную катехизаторскую подготовку.

В алтаре храма стоит каменный престол (работа камнерезов Александра Лугачева и его сына Дмитрия). Под плитой, в специально выдолбленном углублении, заключены святые мощи. Плита, на которой совершается литургия, покоится на символах четырех евангелистов: телец, орел, лев и человек.
Витое подножие престола — это изображение Святаго Духа, Который нисходит для освящения Святых Даров и всех тех, кто присутствует при таинстве Евхаристии. Потом все участники литургии вместе с новокрещеными причащаются Святых Христовых Таин.

С двух мозаик с птицами внизу иконостаса началось наше строительство. Я был в Швейцарии и увидел в антикварном магазине три антиохийские мозаики шестого века; они много лет не привлекали ничьего внимания, поэтому очень упали в цене. Я решил их купить, и сразу мне представилось, что мы их разместим на иконостасе будущего храма, для того чтобы был некий камертон или эталон, от которого можно отталкиваться. Одну птицу мы оставили в нашем приходском музее, «древлехранилище», а двух других разместили в иконостасе, и они задали всему интерьеру особенный тон. Они отличаются и по манере, и по материалу, но мне сдается, что они нашли свое место. Потом разрабатывался эскиз, затем мы работали, отступая от него, преобразовывая... Прямо на стене набирались изображения, кое-что пришлось закладывать другим слоем мозаики, кое-что менять, то есть процесс был прямо-таки живописный, очень живой.

Первым нашим мастером по мозаике был Сергей Голышев, и первая его работа, им же непревзойденная, — это изображение Христа Спасителя Пантократора в куполе. Мозаика всегда прекрасна, но этот образ получился особенный, я бы сказал, выдающийся. Ниже, в барабане, его же работы круг апостолов, орнаменты с небесными силами, символы евангелистов в парусах и фрески внутреннего убранства.

И вот перед нами главная фреска храма, изображающая сонм святых мучеников. Многих мы узнаем, центром композиции является царская семья — символ страдания нашего верующего народа, по левую руку от них, а от нас справа, преподобномученица Елизавета Феодоровна и небесный покровитель храма, в честь которого он и назван, — отец Владимир Медведюк, крестьянский сын, отец пятерых детей, который был расстрелян в Бутове, а перед этим потрудился на стройке Беломорканала. Рядом с ним отец Василий Смирнов, а выше изображен священник с длинными волосами — это отец Николай Любомудров. Он служил в Ярославской губернии, был расстрелян, и вот частица его мощей лежит в нашем престоле. Венчает композицию крест Христов, который есть альфа и омега, начало и конец всего сущего, и деисисный чин, который полагается размещать в иконостасе.

Иконы Спасителя и Богородицы — особая работа, выполненная молодой художницей Аленой Вохминой, которая потратила на это год или даже два и, на мой вкус, блестяще справилась. Иконы выложены очень мелким модулем, по моей просьбе, потому что по своему художественному качеству они должны отличаться: настенная мозаика работает как фреска, а они выглядят как иконы.

Царские врата — это литье из бронзы, они составляют изображение Пресвятой Богородицы в Благовещении и отсылают к тому, что этот храм-баптистерий — от Благовещенского храма (скульптор — Сергей Григорьевич Мильченко). В древней Церкви была такая традиция — изначально крестили только один раз в году, в Великую Субботу. Из Великой Субботы вырос наш пасхальный крестный ход: новокрещеные христиане, одетые в белую одежду, со свечами приходили к храму, а перед ними были закрытые царские двери — царскими называли врата, которые ведут не в алтарь, а в храм. Начинались пасхальные песнопения, и храм, полный света, встречал их, все поздравляли, и потом они целую седмицу ходили в этих белых одеждах, такое было торжество. Вообще все пасхальное богослужение исходит из Крещения, из торжества по поводу просвещения новых членов Церкви, что у дьявола, который изображен на западной стене и на которого указывает священник со словами «дунь и плюнь на него» Церковь отторгает людские души, чтобы привести их ко спасению. Вот такой замысел, поэтому изображен и древний змий, соблазнитель Евы и Адама, и сам враг рода человеческого, а сверху Страшный суд.

На северной стене — совершенно необходимое изображение Рождества Христова, потому что с Его Рождества началась новая эра, христианство. На южной — Введение во храм Пресвятой Богородицы, потому что именно храм Ее воспитал для того, чтобы Она стала Сосудом избранным, Который принес в мир Христа Спасителя. Выше — Преображение, потому что смысл христианской жизни в преображении души. И параллельно на противоположной стене — Крещение Господа, Который сказал, что начало спасения от Крещения человека. Вот что касается основной части храма, над которой трудился мозаичист Сергей Голышев.

Мы поднимаемся по лестнице и вступаем в область изображения рая. На южной части храма мы видим различных животных, которые живут в тропических странах, что в нашей стране, обделенной теплом, ассоциировалось с раем. Предполагается, что здесь будут стоять дети, подростки, я думал тут о них, что им очень нравятся разные звери и они будут разглядывать, угадывать, кто изображен, — вот жираф, вот фламинго, вот ягуар, слон, всякие антилопы, обезьянки, гиены, дикобразы, утконосы, вот лев, царь зверей... И все венчается небом — наше мозаичное небо сделано по мотивам неба в равеннском мавзолее Галлы Плацидии.

Западная часть украшена мозаиками русской природы: у нас встречаются пеликаны, лоси, олени, медведи, зубры, бобры, лошадь Пржевальского, зайцы, кабаны, рысь, суслики, куница. А вот мой любимый уссурийский тигр, я специально попросил выложить здесь это уникальное царственное животное.



Южная часть — царство рыб, подводный мир. Эти существа — очень древние жители земли, они появились раньше, чем люди. Здесь и рыбы всякие — редкие, экзотические, и обыкновенные, и те животные, которые живут в воде: тюлень, кит, кальмары... Белый мишка ныряет, а вот моржик. Ну а дальше — птицы. Здесь происходит соединение кальмаров, птиц, рыб, они как будто пересекаются. Птицы — древнейшие из животных. Над этими мозаиками работала опытная женская команда под руководством Феликса Буха — это очень известный монументалист, мы его привлекли по подсказке художницы, которая участвует в жизни нашего храма. Сверху можно наблюдать и что происходит в алтаре, и само Крещение, очень удобно молиться здесь, никому ничего не загораживаешь.

Особо хочу сказать о ковке, которая украшает наш храм: паникадило с изображениями всех евангелистов — очень красивая работа художника Георгия Уварова, который много потрудился, чтобы создать нам такую красоту. Его работы и очень интересные светильники в виде птиц, которые держат освещающие нас, нашу жизнь осветительные приборы.

Полы сделаны из драгоценного материала, полированного гранита. Особенно интересен камень, который мы выбрали для пола самого баптистерия — гранит «грин вейв», он изображает собой воды Иорданские: если посмотреть вниз, увидим, что вода пенится, создается впечатление, что мы находимся на Иордане, а крещающиеся опускаются в его воды. Полы же по периметру храма выполнены из желтого гранита, который подражает песчаным берегам Иордана.

Теперь посмотрим притвор. Мозаика притвора напоминает нам, что храм — это дом Божий. Поэтому здесь мы видим изображение Христа Спасителя, тоже очень высокого качества. И домашние интерьеры и экстерьеры, которые создают некий уют и таким образом символически выражают эту мысль.



Например, иконные горки, которые изображают, что мы находимся в Святой Земле. А значит, где-то рядом, вверху, должен быть Иерусалим, в который мы поднимаемся по узкой лестнице вместе с ослицей и молодым ослом, сыном подъяремной, изображенными на обрамляющей лестницу стене. Эту мозаику нужно было выполнять особенно аккуратно, чтобы проходящие тут люди не рвали одежду о края мозаичных камешков. Слава Богу, и такой мастер обретался среди подрядившихся художников — это Анатолий Васильевич Гончаренко, владеющий особой немецкой техникой мозаики. Все работали одним и тем же камнем, но у Анатолия камень почему-то ложился как пазл — плоско и с минимальными швами, что требует больше усилий. При этом Анатолию в текущем году исполнилось 70 лет. Он выходил из храма последним, исправлял чьи-то ошибки, вносил последние штрихи, за что я ему очень благодарен.

Пройдем в алтарь. Само тело иконостаса выполнили художники Артем Скрыльников и Екатерина Медведева, которые завершали основную работу над храмом и кроме иконостаса также выполнили все мозаики на поверхностях алтаря. Главное изображение в куполе алтаря — образ священномученика Владимира Медведюка во славе. Ангелы держат над ним лавровый венок, у него в руках Евангелие, потому что знавшие его люди — я таких, по милости Божией, застал — говорили, что он был замечательный проповедник и к нему многие приезжали из Москвы сюда, на окраину, здесь было дачное место. На западной стене в алтаре — изображение Божественной Евхаристии, Господь причащает святых апостолов, потому что одна из целей Крещения — преображение человека через причащение Святых Христовых Таин. А здесь проповедь Иоанна Предтечи, которая предшествовала Крещению, тоже очень важный сюжет, секира, которая при корне лежит, и Иоанн Предтеча призывает народ к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

В жертвеннике мы решили изобразить местность, которая нас окружает. Вот наш сосед — Петровский путевой царский дворец, в котором останавливалась царская семья, когда въезжала в Москву, например, для коронации или для участия в празднествах. Дальше храм, в котором мы находимся, Владимира Медведюка, дальше наш Благовещенский — такие реалии нашей жизни, церковная и городская архитектура.

Несколько более отдаленные пейзажи, тоже из нашей местности: храм Митрофана Воронежского, от которого пошла наша община, существующая уже 30 лет, Тимирязевская академия с разрушенным храмом нарышкинского барокко во имя Петра и Павла (сейчас при академии открыт храм священномученика Иоанна Артоболевского). Здесь изображены две лошадки, потому что на территории Благовещенского храма была своя конюшня в рамках программы по приобщению детей к уходу и общению с животными, но лошадкам здесь было не очень комфортно, поэтому мы их отправили жить в Подмосковье, где им легче дышать.

Изображение Креста Господня — храм посвящен мученикам, и сверху — наша Утешительница Пресвятая Богородица, Которая восседает на Своем седалище, и Ей предстоят два светильника Церкви Русской — священномученики епископ Ефрем (Кузнецов) и один из лучших проповедников ХХ века отец Иоанн Восторгов, расстрелянные в Петровском парке. Двое мучеников — а с ними еще 80 человек, среди них два министра, два сенатора царского правительства, — пострадали здесь, и мы решили двух этих замечательных подвижников изобразить. Вот, собственно, и все, что я хотел сказать, чтобы познакомить вас с этим замечательным храмом.
Освящение храма
Освящение храма