Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 в городе Полтаве в семье протоиерея,
17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул,
отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.
Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г.
в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился
в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни
и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по
чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава:
нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое
благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался
Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий,
не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю
братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах
бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и
преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться
с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.
Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная
молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам.
Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло
до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г.
преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные
монастыри и скиты.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной
молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория
Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и
свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»,
которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение,
то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.
Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился
в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме
Вознесения Господня.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской
литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина,
преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного
Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.
Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества,
которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения
чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.
День памяти 28 ноября (15 ноября по ст. стилю).
Странен быв на земли,/ Небеснаго Отечества достигл еси/ преподобне отче Паисие,/ добротолюбия подвижниче,/
верных научил ум к Богу возводити/ и сердцем к Нему взывати:/ Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,/ помилуй мя,
грешнаго.
Кондак глас 8.
Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил
еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества
духовнаго в стране нашей возродителю