Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери
святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был
призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере.
Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную
чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех
учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал
при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня
на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола
Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал
за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных
первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах
своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя
всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал
обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему:
«Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился
о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился
в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика
Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури.
Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской
пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел
в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна
выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь
сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились
в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе.
Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число
уверовавших увеличивалось с каждым днем.
В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 - 68). Апостола Иоанна
отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был
приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную
ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла
с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола
Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования
к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь,
сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн
просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ
и исцелил великое множество больных.
Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди
святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем,
что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его
Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения
бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил
на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром.
Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то,
что он будет говорить.
«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый,
Вседержитель» (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года
была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова.
В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал
свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года
апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа
и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь
святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу.
В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу
и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного
и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его
в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал
за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся
и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно
покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех
остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных
путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса
с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу,
в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали
своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они
закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола
пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который
верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память
святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» - вестника
устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель
указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником
которой был апостол Иоанн Богослов.
Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста
Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых
только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Дни памяти:
- 21 мая (8 мая по церковному календарю),
- 13 июля (30 июня по церковному календарю) – Собор святых апостолов,
- 9 октября (26 сентября по церковному календарю) – преставление.
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны:/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси Приемый,/ Егоже моли, Богослове,/ и належащую мглу языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.