Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился
1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии
в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего
мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность.
Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому
страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью
его пастырского пути.
После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил
Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение
преподавателем в родную Семинарию.
31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера
в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма
и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте
проявил административные способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян.
В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел
Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года
принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен
в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря,
а в октябре того же года - настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.
3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен
митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором
(Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского,
викария Новгородской епархии.
Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковноприходской
жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди,
продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих
слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке Владыки Владимира
получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные
беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.
19 января 1891 года святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю
губернию поразили эпидемия холеры и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский
Серафим (Александров; + 1938) вспоминал впоследствии о том, что святитель
«для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел
к народу с крестом в руках», явившись в тяжелую минуту его истинным печальником
и крепкой нравственной опорой. Благодаря энергичной и самоотверженной деятельности
Владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор
пожертвований пострадавшим. При его содействии устраивались дешевые или даже
бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство
правильные сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой. Святитель повсюду
стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище,
служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал
холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни Владыка Владимир
много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения.
О времени пребывания в Самаре святитель всегда вспоминал с душевной теплотой,
считая его лучшим в своей жизни.
С 18 октября 1892 года в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским
Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую
кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения,
укреплением и распространением православной веры на Кавказе.
Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей
благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.
В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более ста храмов,
в том числе много старинных, заброшенных; открыто свыше 300 церковноприходских школ,
устроена Духовная Семинария в Кутаиси.
С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир - митрополит Московский и Коломенский.
На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись
его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы,
общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские
чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские
братства, богадельни и приюты.
Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны
(прославлена в лике святых в 1992 году), митрополит Владимир оказал ей содействие
в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.
Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал:
«Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый
и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы.
Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены
(1904 - 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми
в защите Православной Церкви».
23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом
Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав
Первенствующего члена Святейшего Синода.
Святейший Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности Владыки Владимира
в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим
и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность
перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось».
Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для
него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность
последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи.
За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость
и в ноябре 1915 года переведен в Киев.
Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине.
Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное
управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против
переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию
автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды
и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.
В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступать угрозы,
однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.
С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались
невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей
и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры.
25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира
и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли.
Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал:
«Господь вас да простит». Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых
и огнестрельных ран.
Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений
на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков
и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти»
(Откр. 12, 11).
Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого,
были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Память священномученика Владимира празднуется 25 января старого стиля
и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Дни памяти: 7 февраля (25 января по церковному календарю)
и в воскресенье после 7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских).
Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.
Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.