Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился
19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой
семье священника с патриархальным укладом.
Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании,
покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии.
Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он
с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию
одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию
в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических
друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году
закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года
преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой
шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства,
нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон,
в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона,
и вскоре — в иеромонаха.
В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро
он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком
соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского
с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.
Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его
переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики,
которых тоже было много на Холмщине.
Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими
возлюбленного архипастыря.
Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие
и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них
драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого
владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала
православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение
семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные
и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы,
среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке.
Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы,
обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты
и эскимосы.
Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки,
святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал
монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности.
С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую
войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских
мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит
в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие
защищать Отечество войска.
Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем
Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну».
Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон
жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся
15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос
о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне:
«У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно,
а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась
злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом
и насилием проник в дома и храмы.
Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь.
И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол
Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником.
Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать
безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия
своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад.
О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель
ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил
он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.
Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию:
«Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли
по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...»
Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить
«в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа
светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного
чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых
неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы,
Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом
помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон,
благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни
и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года
находился в заточении.
Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить
за каждым его шагом.
12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором
покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения,
святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил,
и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая
тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной,
неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил
последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник
Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло
на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года,
в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий.
«Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол
Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона:
«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания
зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви,
и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей.
Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови
отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи
в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе
Донского монастыря.
Память святителя 7 апреля, 9 октября (25 марта, 26 сентября по церковному календарю), 18 ноября
В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.
Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.