Главная »   
  Иконы храма »
Святитель Лука, архиепископ Крымский
Память
(29 мая) 11 июня, (5) 18 марта, день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – доктор медицины, профессор, духовный писатель, архиепископ
Русской Православной Церкви Лука, – родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи в семье провизора Феликса
Станиславовича Войно-Ясенецкого, представителя обедневшего польского дворянского рода, и Марии Дмитриевны
Кудриной, воспитавшей детей в православных традициях.
Валентин Феликсович помимо гимназии окончил школу рисования, но сделал свой выбор не в пользу живописи. В 1898 году он поступил на медицинский факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Учился юноша прекрасно, занимался общественной работой, а по окончании курса изъявил желание получить практику земского врача, чтобы применять полученные знания там, где они всего полезнее и нужнее — непосредственно «в народе». Устроившись хирургом в киевское отделение Красного креста, в 1904 году Валентин Феликсович в начале русско-японской войны был командирован в эвакуационный госпиталь в Читу: именно здесь он столкнулся с одной из основных проблем в излечении ранений – загноением.
В 1904 году он обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, ставшей его верной спутницей и помощницей, подарившей мужу четверых детей. После работы в военном госпитале самоотверженный хирург работал земским врачом в Симбирске и Ардатове, в земствах Верхних Любеж и Фатежа Курской губернии, где участвует в борьбе против разразившихся там эпидемий кори, оспы и брюшного тифа.
В 1908 году Валентин Феликсович поступает в экстернатуру при хирургической клинике профессора Московского Императорского университета Петра Ивановича Дьяконова, где он занимался научными изысканиями в области проведения местной анестезии и подготовкой материалов для диссертации. Однако по семейным обстоятельствам ему пришлось вновь отправится в земские больницы сначала села Романовка Саратовской губернии, а в 1910 году и Переславль-Залесского Владимирской губернии, где он курировал городскую, фабричную, уездную больницы, а также военный госпиталь. В 1916 году Валентин Феликсович защитил как диссертацию свою книгу «Регионарная анестезия», получив степень доктора медицины за разработку нового метода местной блокады проводимости нервной системы при операбельном вмешательстве.
В начале 1917 года, обнаружив у супруги симптомы туберкулеза легких и желая перевезти семью в более сухой и жаркий климат Средней Азии, Валентин Феликсович испрашивает себе перевод на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Именно там его и застали революционные события 1918–1918 годов и ужасы Гражданской войны 1917–1923 годов.
В начале 1919 года Валентина Феликсовича впервые арестовывают из-за отказа выдать властям тяжело раненного казачьего есаула. После допроса его отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние Анны Васильевны, и она скончалась. Четверо детей, старшему из которых было 12, а младшему – 6 лет в дальнейшем жили под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой. Скоропостижная кончина супруги сильно повлияла на мировоззрение Валентина Феликсовича, решительно укрепив его на религиозной стезе: помимо научной и врачебной практики, он становится активным церковным прихожанином, и вскоре епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предлогает Валентину Феликсовичу стать священником, что последний принимает как волю Божию: 15 февраля 1921 года его посвящают в иерея. С этого момента Валентин Феликсович приходит в больницу в рясе и с крестом, открыто молится.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг с именем Лука и назначается епископом Туркестанским, и вскоре подвергается аресту как сторонник патриарха Тихона за свой призыв оставаться верными патриарху и не сотрудничать с большевистской властью. В Ташкентской тюрьме он подготовил часть «Очерков гнойной хирургии». В свою первую ссылку святитель Лука отправился через Москву, где органами НКВД было проведено следствие и определено место высылки – Енисейск, а затем Туруханск, и там епископ продолжал работать в местной больнице. В Ташкент Святитель Лука Войно-Ясенецкий вернулся лишь в 1926 году и вскоре попросился об увольнении «на покой», сосредоточившись на частной практике по приему больных на дому. Однако вскоре по явно сфабрикованному уголовному делу святитель Лука был вновь арестован и отправлен в новую ссылку в Архангельск, продолжавшуюся до 1933 года.
В 1934 году святитель Лука возвращается в Ташкент, а вскоре переезжает в Андижан, где он вновь оперирует, читает лекции и руководит отделением Института неотложной помощи. Там он заболевает лихорадкой и в результате осложнения слепнет на один глаз. В 1937 году последовало новое уголовное дело против святителя Луки, который всегда предельно откровенно (и публично) высказывался о своих политических и нравственных взглядах, обвиненного в антисоветской деятельности и убийстве пациентов. В 1940 году он был отправлен в очередную ссылку на 5 лет в Красноярский край, где во время войны был главным хирургом эвакуационного госпиталя, проводя самые сложные операции.
В 1942 году архиепископ Лука получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру. В 1944 году святитель был переведен на Тамбовскую епархию, а с 1946 года был назначен Архиепископом Крымским и Симферопольским.
В 1946 году архиепископ Лука за книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) был удостоен Сталинской премии первой степени, большую часть материального вознаграждения которой пожертвовал детским домам.
Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, похоронен на городском кладбище Симферополя.
В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые сегодня находятся в Свято-Троицком женском монастыре. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий прославлен как исповедник (святой) в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) — великий исповедник веры Христовой и выдающийся хирург, спасший тысячи душ и тысячи жизней. На его долю выпало то, что пережило русское православное духовенство в первой половине 20-го века: тюрьмы, лагеря, пытки, изгнания. Но, даже находясь в заточении и ссылках, архипастырь продолжал неустанно врачевать души и тела страждущих.
Дни памяти — 11 июня (29 мая), 18 (5) марта и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской - в ближайшее воскресенье после 25 января.
Валентин Феликсович помимо гимназии окончил школу рисования, но сделал свой выбор не в пользу живописи. В 1898 году он поступил на медицинский факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Учился юноша прекрасно, занимался общественной работой, а по окончании курса изъявил желание получить практику земского врача, чтобы применять полученные знания там, где они всего полезнее и нужнее — непосредственно «в народе». Устроившись хирургом в киевское отделение Красного креста, в 1904 году Валентин Феликсович в начале русско-японской войны был командирован в эвакуационный госпиталь в Читу: именно здесь он столкнулся с одной из основных проблем в излечении ранений – загноением.
В 1904 году он обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, ставшей его верной спутницей и помощницей, подарившей мужу четверых детей. После работы в военном госпитале самоотверженный хирург работал земским врачом в Симбирске и Ардатове, в земствах Верхних Любеж и Фатежа Курской губернии, где участвует в борьбе против разразившихся там эпидемий кори, оспы и брюшного тифа.
В 1908 году Валентин Феликсович поступает в экстернатуру при хирургической клинике профессора Московского Императорского университета Петра Ивановича Дьяконова, где он занимался научными изысканиями в области проведения местной анестезии и подготовкой материалов для диссертации. Однако по семейным обстоятельствам ему пришлось вновь отправится в земские больницы сначала села Романовка Саратовской губернии, а в 1910 году и Переславль-Залесского Владимирской губернии, где он курировал городскую, фабричную, уездную больницы, а также военный госпиталь. В 1916 году Валентин Феликсович защитил как диссертацию свою книгу «Регионарная анестезия», получив степень доктора медицины за разработку нового метода местной блокады проводимости нервной системы при операбельном вмешательстве.
В начале 1917 года, обнаружив у супруги симптомы туберкулеза легких и желая перевезти семью в более сухой и жаркий климат Средней Азии, Валентин Феликсович испрашивает себе перевод на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Именно там его и застали революционные события 1918–1918 годов и ужасы Гражданской войны 1917–1923 годов.
В начале 1919 года Валентина Феликсовича впервые арестовывают из-за отказа выдать властям тяжело раненного казачьего есаула. После допроса его отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние Анны Васильевны, и она скончалась. Четверо детей, старшему из которых было 12, а младшему – 6 лет в дальнейшем жили под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой. Скоропостижная кончина супруги сильно повлияла на мировоззрение Валентина Феликсовича, решительно укрепив его на религиозной стезе: помимо научной и врачебной практики, он становится активным церковным прихожанином, и вскоре епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предлогает Валентину Феликсовичу стать священником, что последний принимает как волю Божию: 15 февраля 1921 года его посвящают в иерея. С этого момента Валентин Феликсович приходит в больницу в рясе и с крестом, открыто молится.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг с именем Лука и назначается епископом Туркестанским, и вскоре подвергается аресту как сторонник патриарха Тихона за свой призыв оставаться верными патриарху и не сотрудничать с большевистской властью. В Ташкентской тюрьме он подготовил часть «Очерков гнойной хирургии». В свою первую ссылку святитель Лука отправился через Москву, где органами НКВД было проведено следствие и определено место высылки – Енисейск, а затем Туруханск, и там епископ продолжал работать в местной больнице. В Ташкент Святитель Лука Войно-Ясенецкий вернулся лишь в 1926 году и вскоре попросился об увольнении «на покой», сосредоточившись на частной практике по приему больных на дому. Однако вскоре по явно сфабрикованному уголовному делу святитель Лука был вновь арестован и отправлен в новую ссылку в Архангельск, продолжавшуюся до 1933 года.
В 1934 году святитель Лука возвращается в Ташкент, а вскоре переезжает в Андижан, где он вновь оперирует, читает лекции и руководит отделением Института неотложной помощи. Там он заболевает лихорадкой и в результате осложнения слепнет на один глаз. В 1937 году последовало новое уголовное дело против святителя Луки, который всегда предельно откровенно (и публично) высказывался о своих политических и нравственных взглядах, обвиненного в антисоветской деятельности и убийстве пациентов. В 1940 году он был отправлен в очередную ссылку на 5 лет в Красноярский край, где во время войны был главным хирургом эвакуационного госпиталя, проводя самые сложные операции.
В 1942 году архиепископ Лука получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру. В 1944 году святитель был переведен на Тамбовскую епархию, а с 1946 года был назначен Архиепископом Крымским и Симферопольским.
В 1946 году архиепископ Лука за книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) был удостоен Сталинской премии первой степени, большую часть материального вознаграждения которой пожертвовал детским домам.
Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, похоронен на городском кладбище Симферополя.
В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые сегодня находятся в Свято-Троицком женском монастыре. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий прославлен как исповедник (святой) в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) — великий исповедник веры Христовой и выдающийся хирург, спасший тысячи душ и тысячи жизней. На его долю выпало то, что пережило русское православное духовенство в первой половине 20-го века: тюрьмы, лагеря, пытки, изгнания. Но, даже находясь в заточении и ссылках, архипастырь продолжал неустанно врачевать души и тела страждущих.
Дни памяти — 11 июня (29 мая), 18 (5) марта и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской - в ближайшее воскресенье после 25 января.
Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому, глас 1
Возвестителю пути спасительного, /исповедниче и архипастырю Крымския земли, /
истинный хранителю отеческих преданий, /столпе непоколебимый, Православия наставниче,
/врачу богомудрый, святителю Луко, /Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму
православным даровати /и спасение, и велию милость
Кондак глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси, святителю,
/ душу же равноангельну сотвори, / сего ради святительства саном почется,
/ во изгнании же от безбожных много пострада, / и непоколебим верою пребыв,
/ врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое от
земленных недр обретенное дивно Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: /
радуйся, отче святителю Луко, // земли Крымския похвало и утверждение
Молитва Святителю Луке перед операцией
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше
колена сердец наших, и припадаем к тебе, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и
принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел
предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши нас тою же любовию ею же вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую
ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти,
неведущия наставляти, противныя обличати.
Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.
Подаждь нам всем твое Архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас Всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.
Подаждь нам всем твое Архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас Всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.