Главная »   
  Иконы храма »
Господь Вседержитель
СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. Вседержитель или Пантократор (греч. - всевластный) - центральный
образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке
свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.
Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе
деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д.
Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя - Спас в силах,
центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне
в окружении ангельского сонма - (Сил Небесных). Встречается и редкий вариант написания
этой иконы - не с книгой, а с державой и скипетром в руках.
Образ «Господь Вседержитель» соответствует греческому «Пантократор», что с древнегреческого обозначает «Всевластный» или «Вседержитель». На иконе Иисус Христос предстает как Небесный Царь, Судия и Спаситель. Это центральный образ, представленный в иконографии Иисуса Христа.
Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Духовное и богословское содержание иконы заключается в том, что Господь предстает перед нами как Вершитель судеб мира с одной стороны, и как Источник Истины и Жизни – с другой: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как символ Божественной мудрости и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных.
Икона отражает возраст Иисуса, когда Он проповедовал. Христос представлен с прямыми гладкими волосами до плеч, небольшой бородой и усами. Символами Вседержителя выступают свиток или книга, которые Спаситель держит в левой руке, а также одежда – хитон и гиматий.
Первые иконы, изображающие Вседержителя, появились примерно в 4-6 веках в византийских храмах. Однако еще в римских катакомбах встречались подобные изображения. С тех пор икона Вседержитель стала обязательно изображаться в храме, причем как одиночная, так и в составе деисисных композиций, на росписях, в иконостасах.
Традиционно это образ располагается в центральном куполе храма в виде фрески или мозаики. Для русского иконостаса не редко центральным является образ — Спас в силах. Однако вариантов иконы Господь Вседержитель может быть несколько. Он также может изображаться на престоле, рядом с сонмом ангелов.
Образ «Господь Вседержитель» соответствует греческому «Пантократор», что с древнегреческого обозначает «Всевластный» или «Вседержитель». На иконе Иисус Христос предстает как Небесный Царь, Судия и Спаситель. Это центральный образ, представленный в иконографии Иисуса Христа.
Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Духовное и богословское содержание иконы заключается в том, что Господь предстает перед нами как Вершитель судеб мира с одной стороны, и как Источник Истины и Жизни – с другой: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как символ Божественной мудрости и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных.
Икона отражает возраст Иисуса, когда Он проповедовал. Христос представлен с прямыми гладкими волосами до плеч, небольшой бородой и усами. Символами Вседержителя выступают свиток или книга, которые Спаситель держит в левой руке, а также одежда – хитон и гиматий.
Первые иконы, изображающие Вседержителя, появились примерно в 4-6 веках в византийских храмах. Однако еще в римских катакомбах встречались подобные изображения. С тех пор икона Вседержитель стала обязательно изображаться в храме, причем как одиночная, так и в составе деисисных композиций, на росписях, в иконостасах.
Традиционно это образ располагается в центральном куполе храма в виде фрески или мозаики. Для русского иконостаса не редко центральным является образ — Спас в силах. Однако вариантов иконы Господь Вседержитель может быть несколько. Он также может изображаться на престоле, рядом с сонмом ангелов.
Тропарь Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, глас 2
Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.
Молитва Господу Вседержителю
Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.