Главная »   
  Иконы храма »
Ангел
По учению Церкви, Ангелы (от греч. — вестник) — существа одаренные бессмертием,
свободной волей, высокими способностями и могуществом. Ангелы — бесплотные духи
и поэтому для людей невидимые. Тем не менее, в Православной Церкви имеется очень
развитая иконография ангельских чинов. Изображения ангелов были известны еще
в Ветхозаветной церкви – в скинии Моисея и храме Соломона, но только лишь
в Христианской Церкви (Нового завета) образ св. ангелов, божественных умов, по слову
св. Дионисия Ареопагита, предстал во всей полноте и откровении Святого Духа.
Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:
крылья — символ быстроты и все проникновенности;
посох — символ посланничества;
зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог;
тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
«око» во лбу – символ все видения; облик прекрасного юноши — символ совершенства.
Такая изобразительная символика правомочна для нее есть основания в Священном Писании, где ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.
Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места Ветхого и Нового заветов, где есть упоминание об ангелах, их явлениях людям, и, обобщив все эти сведения в книге «О небесной иерархии», выделяет девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, как отмеченные наибольшей близостью к Богу; далее — господства, силы, власти, и, обращенные непосредственно к человеку, — начала, архангелы и ангелы.
Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова. Основные элементы иконографии ангелов: крылья; нимб; долматика-мантия; гиматий-плащ; лор; слухи; зерцало; мерило; позем. Исходя из этих текстов, и сложилась иконография следующих ангельских чинов: серафимы изображаются шестикрылыми, херувимы — четырехкрылыми, престолы — в виде колес с множеством глаз на ободьях — “...и, плеща их исполнена очес...” (Иез. 1,18).
Изображения Архангелов занимают особое место и в храмовой росписи, и на переносных иконах, и в иконостасе (особенно Архангелы Михаил и Гавриил).
Фигуры Архангелов Михаила и Гавриила, ангелов-хранителей изображаются и в полный рост (например, как ангелов предстояния в иконостасе местного яруса и деисиса), и по пояс или оплечно (например, икона «Ангел златые власа»). Иногда изображаются ангелы и «все« вместе (например, икона Собор Архангела Михаила) или связанное с каким-то их явлением (например «Чудо архангела Михаила в Хонех») и др.
Иконы ангелов можно часто встретить не только в храмах, но и в домах православных христиан, к ним мы обращаем свои молитвы как хранителям наших душ, как заступникам и оградителям от наветов, искушений и нападений, злых духов, как молитвенников за нас перед Богом.
Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:
крылья — символ быстроты и все проникновенности;
посох — символ посланничества;
зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог;
тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
«око» во лбу – символ все видения; облик прекрасного юноши — символ совершенства.
Такая изобразительная символика правомочна для нее есть основания в Священном Писании, где ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.
Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места Ветхого и Нового заветов, где есть упоминание об ангелах, их явлениях людям, и, обобщив все эти сведения в книге «О небесной иерархии», выделяет девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, как отмеченные наибольшей близостью к Богу; далее — господства, силы, власти, и, обращенные непосредственно к человеку, — начала, архангелы и ангелы.
Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова. Основные элементы иконографии ангелов: крылья; нимб; долматика-мантия; гиматий-плащ; лор; слухи; зерцало; мерило; позем. Исходя из этих текстов, и сложилась иконография следующих ангельских чинов: серафимы изображаются шестикрылыми, херувимы — четырехкрылыми, престолы — в виде колес с множеством глаз на ободьях — “...и, плеща их исполнена очес...” (Иез. 1,18).
Изображения Архангелов занимают особое место и в храмовой росписи, и на переносных иконах, и в иконостасе (особенно Архангелы Михаил и Гавриил).
Фигуры Архангелов Михаила и Гавриила, ангелов-хранителей изображаются и в полный рост (например, как ангелов предстояния в иконостасе местного яруса и деисиса), и по пояс или оплечно (например, икона «Ангел златые власа»). Иногда изображаются ангелы и «все« вместе (например, икона Собор Архангела Михаила) или связанное с каким-то их явлением (например «Чудо архангела Михаила в Хонех») и др.
Иконы ангелов можно часто встретить не только в храмах, но и в домах православных христиан, к ним мы обращаем свои молитвы как хранителям наших душ, как заступникам и оградителям от наветов, искушений и нападений, злых духов, как молитвенников за нас перед Богом.
Тропарь бесплотным небесным силам, глас 4
Небесных воинств Архистратизи, / молим вас присно мы недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас / кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избавите ны, / яко чиноначальницы Вышних Сил.
Величание
Величаем Вас /, Архангели и Ангели и вся воинства, / Херувими и Серафими, / славящие Господа.
Молитва Ангелу-хранителю
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.