Главная »   
  Иконы храма »
Пресвятая Богородица с Младенцем на престоле
Первое слово о Пресвятой Богородице было произнесено еще в раю устами Господа Бога
в обетовании об искусителе павших прародителей. Это обетование, называемое
у изъяснителей Священного Писания «Первоевангелием» прозвучало так:
«Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея:
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).
Так как в образе змия скрывался «великий дракон, древний змий, называемый диаволом»
(Откр. 12, 9), то под женою надо разуметь здесь не Еву и не какую-либо другую
обыкновенную жену. Кто же эта жена, исправляющая грех Евы? Св. Иоанн Дамаскин говорит:
«Ева сделалась первою преступницею, и через нее, послужившую орудием падения
прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие».
Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария, благословенная и ублажаемая, через которую Слово стало плотию наитием Духа Святого и силою Всевышнего. Семя жены, восторжествовавшее над темными силами, упразднившее смертоносного диавола, разрушившее его дела и своим страданием, смертью и воскресением сокрушившее самую главу змия-обольстителя, есть Спаситель мира – Господь Иисус Христос.
Впоследствии это обетование Божие, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и уяснялось пророками. Главным средоточием пророческих предвестий был Господь Иисус Христос, но так как Пречистая Матерь Его также послужила делу спасения людей, то в Священном Писании есть пророчества и о Ней, излагаемые вместе с предсказаниями о Спасителе. Лучшими и самыми надежными изъяснителями этих пророчеств являются святые Отцы и Учители Церкви. В Новом Завете имя Богородицы упоминается несколько раз: Мф. 1, 16, 18-25, Мф. 13, 55, Мк. 3, 31-32, Лк. 1, 26-56, Лк. 2, 1-40, 48, Ин. 19, 25-27, Деян. 1, 12-14, но из этого источника имеются лишь весьма немногие сведения о Ее жизни, так как евангелисты имели первою и главною задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа.
Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и отражают веру христианского общества с древних времен. Церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была среднего или несколько выше среднего роста; волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Что касается Ее одежды, то Она довольствовалась естественным цветом ткани. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать. Как замечает св. Григорий Неокесарийский, в Пречистой Деве нас изумляет не только Ее непорочная и чистая телесная красота, но и совершенство Ее души. И может ли быть иначе, если в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати? Одежда Ее скромная, чуждая роскоши, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, но приятный, речь кроткая. Ее разум подчинен лишь Богу и устремлен к Нему. Она испытывает ненависть только к греху. Помышления Ее душеполезны, свободны от всего лишнего и пагубного для души. Ее очи всегда обращены ко Господу, Ее уши настроены слушать слово Божие, Ее уста прославляют Господа и рассуждают о слове Божием, сердце Ее чисто и непорочно. Вся Она – чертог Духа, град Бога живого.
Св. Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство, так описывает свои чувства при этом свидании: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни мое тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы. Мое сердце изнемогло, мой дух изнемог от Ее славы и божественной благодати! Человеческий разум не может представить себе никакой славы и чести превыше того блаженства, которое я, недостойный, тогда вкусил». «Кто может представить себе, - говорил император Лев Философ в своем слове на Успение Пресвятой Богородицы, - какой славы сподобилась Она ныне от Сына своего? Разных святых Бог по-разному увенчивает славою, по слову апостола; «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца… и славу луны, и славу звезд… Она имеет венец лучший, нежели все святые девы, потому что своею чистотою Она превзошла ангелов… Она имеет венец мучеников: стоя у креста… Она пострадала больше всех мучеников… Она имеет венец пророков, потому что воистину предрекла, что ублажать Ее будут все роды (ср. Лк. 1, 48). Она имеет венец евангелистов, потому что Она есть как бы книга ипостасного Слова. Она имеет венец апостолов: если апостол хвалится: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1Кор.9:1), то кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников, ибо твердо исповедовала «Величит душа Моя Господа… сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1, 46, 49). Она имеет венец смиренных, потому что сказала о себе: «Призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1, 48). Она имеет венец преподобных: Успение Ее перед Господом удостоилось большей славы, чем смерть всех преподобных. Она имеет венец постников, потому что подчинила тело духу своему. Она имеет венец милостивых: Святая Церковь молит Ее как источник милостей: «Милосердия двери отверзи нам!» Она имеет венец бессребреников, ибо родила Того, кто дал силу исцеления и сказал: «Давайте и дастся вам» (Лк. 6, 38), и сама подает благодать просящим. Она, наконец, имеет больший венец, чем все святые, потому что все святые стоят перед престолом Божиим со страхом, а Она – с материнским дерзновением, ибо многого может добиться молитва Матери, обращенная к милосердию Владыки».
Догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось постепенно, как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери в то же время, как шли споры о лице Иисуса Христа. Решительное влияние на определение учения о почитании Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название «Богородица», встречающееся еще у св.Афанасия Великого, было признано всеми и сделалось общеупотребительным. Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие основные положения: Пресвятая Дева Мария есть в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица Приснодева, то есть до рождества, в рождестве и по рождестве Господа – Дева Высшая из всех небесных сил и святых, первая заступница и помощница наша перед Богом. Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этою иконою». Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех христиан.
Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария, благословенная и ублажаемая, через которую Слово стало плотию наитием Духа Святого и силою Всевышнего. Семя жены, восторжествовавшее над темными силами, упразднившее смертоносного диавола, разрушившее его дела и своим страданием, смертью и воскресением сокрушившее самую главу змия-обольстителя, есть Спаситель мира – Господь Иисус Христос.
Впоследствии это обетование Божие, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и уяснялось пророками. Главным средоточием пророческих предвестий был Господь Иисус Христос, но так как Пречистая Матерь Его также послужила делу спасения людей, то в Священном Писании есть пророчества и о Ней, излагаемые вместе с предсказаниями о Спасителе. Лучшими и самыми надежными изъяснителями этих пророчеств являются святые Отцы и Учители Церкви. В Новом Завете имя Богородицы упоминается несколько раз: Мф. 1, 16, 18-25, Мф. 13, 55, Мк. 3, 31-32, Лк. 1, 26-56, Лк. 2, 1-40, 48, Ин. 19, 25-27, Деян. 1, 12-14, но из этого источника имеются лишь весьма немногие сведения о Ее жизни, так как евангелисты имели первою и главною задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа.
Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и отражают веру христианского общества с древних времен. Церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была среднего или несколько выше среднего роста; волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Что касается Ее одежды, то Она довольствовалась естественным цветом ткани. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать. Как замечает св. Григорий Неокесарийский, в Пречистой Деве нас изумляет не только Ее непорочная и чистая телесная красота, но и совершенство Ее души. И может ли быть иначе, если в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати? Одежда Ее скромная, чуждая роскоши, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, но приятный, речь кроткая. Ее разум подчинен лишь Богу и устремлен к Нему. Она испытывает ненависть только к греху. Помышления Ее душеполезны, свободны от всего лишнего и пагубного для души. Ее очи всегда обращены ко Господу, Ее уши настроены слушать слово Божие, Ее уста прославляют Господа и рассуждают о слове Божием, сердце Ее чисто и непорочно. Вся Она – чертог Духа, град Бога живого.
Св. Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство, так описывает свои чувства при этом свидании: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни мое тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы. Мое сердце изнемогло, мой дух изнемог от Ее славы и божественной благодати! Человеческий разум не может представить себе никакой славы и чести превыше того блаженства, которое я, недостойный, тогда вкусил». «Кто может представить себе, - говорил император Лев Философ в своем слове на Успение Пресвятой Богородицы, - какой славы сподобилась Она ныне от Сына своего? Разных святых Бог по-разному увенчивает славою, по слову апостола; «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца… и славу луны, и славу звезд… Она имеет венец лучший, нежели все святые девы, потому что своею чистотою Она превзошла ангелов… Она имеет венец мучеников: стоя у креста… Она пострадала больше всех мучеников… Она имеет венец пророков, потому что воистину предрекла, что ублажать Ее будут все роды (ср. Лк. 1, 48). Она имеет венец евангелистов, потому что Она есть как бы книга ипостасного Слова. Она имеет венец апостолов: если апостол хвалится: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1Кор.9:1), то кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников, ибо твердо исповедовала «Величит душа Моя Господа… сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1, 46, 49). Она имеет венец смиренных, потому что сказала о себе: «Призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1, 48). Она имеет венец преподобных: Успение Ее перед Господом удостоилось большей славы, чем смерть всех преподобных. Она имеет венец постников, потому что подчинила тело духу своему. Она имеет венец милостивых: Святая Церковь молит Ее как источник милостей: «Милосердия двери отверзи нам!» Она имеет венец бессребреников, ибо родила Того, кто дал силу исцеления и сказал: «Давайте и дастся вам» (Лк. 6, 38), и сама подает благодать просящим. Она, наконец, имеет больший венец, чем все святые, потому что все святые стоят перед престолом Божиим со страхом, а Она – с материнским дерзновением, ибо многого может добиться молитва Матери, обращенная к милосердию Владыки».
Догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось постепенно, как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери в то же время, как шли споры о лице Иисуса Христа. Решительное влияние на определение учения о почитании Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название «Богородица», встречающееся еще у св.Афанасия Великого, было признано всеми и сделалось общеупотребительным. Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие основные положения: Пресвятая Дева Мария есть в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица Приснодева, то есть до рождества, в рождестве и по рождестве Господа – Дева Высшая из всех небесных сил и святых, первая заступница и помощница наша перед Богом. Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этою иконою». Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех христиан.
Молитва ко Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
В этой молитве ко Пресвятой Богородице, мы называем Ее Благодатною, то есть исполненною благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий. Молитва эта называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель Мира. Также – благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, сказала Деве Марии, при встрече с Нею, и праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя. Богородицею Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш. Девою - потому, что Она до рождества Христа была Дева и в рождестве и после рождества осталась такою же, так как дала обет (обещание) Богу и, пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.
В этой молитве ко Пресвятой Богородице, мы называем Ее Благодатною, то есть исполненною благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий. Молитва эта называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель Мира. Также – благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, сказала Деве Марии, при встрече с Нею, и праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя. Богородицею Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш. Девою - потому, что Она до рождества Христа была Дева и в рождестве и после рождества осталась такою же, так как дала обет (обещание) Богу и, пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.