Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену
Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился
своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города,
происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права
римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же
познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы
знакомства с языческими писателями.
Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской
академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря
на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем
греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил
искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание
собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому
сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным
ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению
синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть
официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом
призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет,
от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос:
«Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла:
«Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники
Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший
Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл
прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения.
На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим,
где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения
эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был
вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним
в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе
с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся
с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр,и с этого времени Савл, который обратил
к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского
путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах:
Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.
В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе
в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших
христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе
апостольское путешествие.
Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел
в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел
приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие
с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел
в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года.
Отсюда он послал два послания к Солунянам.
Второе путешествие длилось с 51 по 54 год.
Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию,
а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял
третье апостольское путешествие (56-58 гг.),
посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем
остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище
Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии
иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков
и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел
мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился
в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят
под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе,
а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя
апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря.
Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима,
где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал.
Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью
за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам
и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти
три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано
и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он
оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году.
Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела
перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал
на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею
и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита
для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении
им Тита в епископы Критской церкви.
Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности
епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе,
близ родного Тарса.
Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного
Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее
за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно,
так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому,
в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через
Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал
свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись
на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию,
дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад,
дойдя, вероятно до Испании.
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти.
Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора
Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду,
и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей,
то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко
от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины.
До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем,
исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона
и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего обращения он стал
апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым
в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого
высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией.
Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением,
грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного
заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой
благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может
быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского
учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности,
отличаются большой самобытностью.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры
и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным
апостолом. Они оба скончались мученически, и их память празднуется в один день.
Память 12 июля (29 июня по церковному календарю).
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.