Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году
в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия -
Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства
после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание
соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень
воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки.
Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском
доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.
Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем,
сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг
с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году
его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря.
Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча
монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария
Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита
предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского
викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.В тот же день Тверской
Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни
(у жертвенника) как епископа.
В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех
с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал
ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными
книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах»,
«Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния»,
«Инструкция о совершении браков».
Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет
и ежедневно его читал.
В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств,
богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях»
было многократно переизданов Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель
искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы.
В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для
обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал
Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных
преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий
и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить
пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель
не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был
из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский
монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел
Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон
стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил
идеал истинного монашества - «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся
от суетного- мира» - и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви,
ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе,
а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре,
благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было
чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно
читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном
оставлении паствы.
Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал
митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник
объявил о том старцу Аарону, тот сказал: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему
выезжать отсюда». Kелейник передал это Преосвященному. «Если так, - сказал святитель, -
не поеду отсюда», - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме
Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь,
который он любил за уединение.
Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое:
«Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770),
а также - «Об истинном христианстве» (1776).
Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом.
Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед,
святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после:
«Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои».
Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения».
Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» -
и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.
Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко
венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает»
(песнь 6 канона).
Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником
Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе
с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба.
Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста».
И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи.
Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками,
которых постоянно назидал быть милосердными.
Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.
Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного
и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия
тояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил
Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир
и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство».
Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию
на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени
четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот
не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику),
и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей».
Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России
в Отечественной войне 1812 года.
Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом,
но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился:
«Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный».
В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери,
но ему сказали: «Через три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого святитель
заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были
приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим
скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю
представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник
вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал
Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую.
Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки.
Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую
и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. «Я, - рассказывал он своему
другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший
около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам».
«Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые
пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя».
Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины».
Во время болезни он часто причащался Святых Таин.
Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года,
на 59 году своей жизни.
Прославление святителя совершилось также в воскресенье - 13 августа 1861 года.
Дни памяти: 1 и 26 августа (19 июля и 13 августа по церковному календарю).
Православия наставниче, благочестия учителю, / покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, / пастырю предобрый, / новый России светильниче и чудотворче, / паству твою добре упаслеси / и писаньми твоими вся ны наставил еси, / темже венцем нетления / украшен от Пастыреначальника, / моли Его спастися душам нашим.
Апостолов преемниче,/ святителей украшение,/ Православный Церкве учителю,/ Владьще всех молися/ мир вселеннейдаровати/ и душам нашим велию милость.