Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года
во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего
святителя было Михаил.
Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения
о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был
некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни
он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал
Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен
в иночество с именем Митрофан.
Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением.
О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после
вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря,
не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении
им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена.
Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был
возведен в игумены Яхромской обители.
Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему
более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским
в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет,
в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения
Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.
Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя
Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем.
При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению
Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия,
царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана.
Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года
и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате.
Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его
архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола
и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан
рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым
благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать
в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора
огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения
с Петром I.
Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать
возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота,
предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские
войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану
как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским
и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения
царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался
посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда
разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней,
предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека
языческие ритуалы.
Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был
восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет,
до самой своей кончины.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни,
о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших. Не будучи знаком с распространенной
в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание
и святоотеческие труды.
В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека
таково правило мудрых мужей:
употреби труд, храни умеренность — богат будешь;
воздержно пей, мало ешь — здрав будешь;
твори благо, бегай злого — спасен будешь».
Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго
до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском
соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя,
почитаемого им за «святого старца».
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно
возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году
последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года
состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя.
От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления
страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.
В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден
Благовещенский Митрофанов монастырь.
Дни памяти святителя:
- 6 декабря (23 ноября по церковному календарю),
- 20 августа (7 по церковному календарю)-обретение мощей,
- 17 сентября (4 по церковному календарю) -второе обретение мощей,
- 1 августа (19 июля церковному календарю) -свтт.Тихона и Митрофана, епископов Воронежских
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.