В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра.
Основатель ее преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном Ростовских бояр
Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте
Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась
ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения.
Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца.
Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь.
Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав
ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал:
«Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения
Священного Писания».
Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение,
и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще
более окрепло желание служить только Богу.
Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала
го в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков,
никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно
он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После
смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру
и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу
около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь.
Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы.
Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.
Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленс-кого монастыря
в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве
с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько
искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности
и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали
волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой
пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно
навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.
Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась
и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали
просить Сергия принять сан священника и игумена.
Сергий долгое время не соглашался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше,
сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия
и предаю себя в волю Господню».
Это было в 1354 г., когда святитель Алексий вступил на кафедру московского митрополита.
Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение,
потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием.
Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю
скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме
вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием.
Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения
и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия
следовала за ним.
Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько
кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды,
по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет
после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая
дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она
по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое
попечение больных и странников.
Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое
благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития,
заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексий любил преподобного
Сергия, как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные
полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.
Однажды митрополит Алексий хотел возложить на него золотой крест в награду за труды,
но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более
хочу пребыть в нищете» — и решительно отклонил от себя эту почесть.
Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца,
и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем.
«Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — сказал ему святой старец
и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями
в Куликовской битве.
Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений.
Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном
и обещала покровительство его обители.
В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух
лагозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители.
Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.
Дни памяти: 8 октября, 18 и 19 июля (25 сентября, 5 и 6 июля по церковному календарю).
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.