Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам.
Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает — кто как Бог, есть Ангел,
обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет
величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных
Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем
и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого.
Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда
светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню,
сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других
духов. Тогда святой Архангел Михаил,как верный служитель Божий, собрав все Ангельские
чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно
воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу».
И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь
торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет. Мин. 8-го ноября).
Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба.
В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон
и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною,
обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»
(Апок. 12, 7—9). Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная
борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Апок. 19 и 20),
и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе
со святым Архангелом Михаилом.
Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом
еврейским,тогда Церковь указует на святого Архангела Михаила, как на хранителя,
поборника и защитника народа Божия. У пророка Даниила Архангел Михаил представляется
также особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан. 10, 13, 21; 12,1).
Святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя
и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути
в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.
Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов
первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков
Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8 (21) ноября). Посему
и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея
под ногами дракона, то есть духа злобы.
Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую
верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать,
что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается
во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.
Дни памяти: 19 (3 церковному календарю) сентября, 21 (8 церковному календарю) ноября.
Небесных воинств Архистратиже, молим т присно мы, недостойнии, да твоими молитвами oградиши нас кровом крил невещественны твое славы, сохран нас, припадающих прилежно и вопиющих: oт бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Архистратиже Божий, служителю Божественны славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.