Святой Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа
Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она
обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю
на служение Господу.
Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным.
При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился
в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником
Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где
в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее
и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была
одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела
в храм Божий, другая — в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом
(по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался
было возродить язычество в Римской империи (361-363 гг.) и оставил живое изображение
этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет св. Григорий принял крещение.
После возвращения на родину, св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо
общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание
вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям — были его занятием.
Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал
самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике,
вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так
устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился
в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя
священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому
родителю в его заботах о пастве.
Между тем, друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь
преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий
предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий
уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время
после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению
архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное
рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя
(викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался
престарелый родитель Григория, а вслед за ним — и мать его. Святой Григорий продолжал
некоторое временя труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел.
Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл
около трех лет.
Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными
епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыв туда
в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице.
Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее
Анастасией, что значит «воскресение» с надеждой, что здесь воскреснет Православие,
и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него
камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал
тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению св. Григория). Сильным
своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви.
Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные
проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко
выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали
его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.
Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 гг.),
упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония
(Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее
и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора.
Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав:
«Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!» Святой Григорий удалился
в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел
последние годы своей жизни.
За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви
почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность
проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины
с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его
умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них
были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений.
Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.
Дни памяти: 7 февраля, 12 февраля (25 января, 30 января по церковному календарю)
Пастырская свирель Богословия твоего/ риторов победи трубы,/ якоже бо глубины духа изыскавшу,/ и доброты вещания приложишася тебе./ Но моли Христа Бога, отче Григорие,// спастися душам нашим.
Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/ православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/ юже и носящи, с нами зовет, твоими чады:/ радуйся, отче,// Богословия уме крайнейший.