Преподобный Андрей Рублев
Память
(4) 17 июля
Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. Святой Андрей
родился около 1360 года. О происхождении его ничего неизвестно. Святой Андрей жил
в эпоху крупных исторических событий. Он был свидетелем и, возможно, участником этих
событий, часто очень тяжелых для Руси. В 1380 году произошла кровопролитная битва
на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига.
Через два года Москва была разорена и сожжена Тохтамышем. Вполне вероятно,
что эти события повлияли на выбор монашеского пути, сделанного святым Андреем.
Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Святой Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Важным дополнением к немногочисленным сведениям о святом Андрее являются его произведения — иконы и росписи. Согласно известному постановлению Седьмого Вселенского Собора, Православная Церковь почитает образ «наряду с крестом и Евангелием». Поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Подвиг благочестия может перерастать в святость. Отсюда особый чин в православной иерархии святости — чин святых иконописцев, во главе со святым апостолом и евангелистом Лукою, написавшим, по преданию, образ Божией Матери. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий.
Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев.
Его основные произведения:
- иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.);
- росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.);
- икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире;
- росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. ХIV — нач. ХV вв.);
- Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (нач. ХV в.);
- росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.);
- икона Святой Троицы из того же собора;
- росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.).
Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках.
Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Нет никакого сомнения, что святым Андреем создано намного больше святых икон и росписей, чем выше перечислено, однако свидетельств о других его произведениях не сохранилось. «Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению преподобного Иосифа, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения святого Дионисия Ареопагита, переведенные на славянский язык в XIV в. афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи с исихастскими спорами. Ему были близки и творения святого Григория Синаита, доступные русскому читателю. В круг чтения просвещенного человека и, несомненно, святого Андрея входили «Богословие» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и другие творения православных писателей и отцов Церкви.
На протяжении ХIV—ХVII вв. память святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троице как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о святом Андрее, хорошо известном отцам Собора.
Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (кон. ХVI в.): «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...» Здесь святой Андрей именуется преподобным, все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея встречается и в древних месяцесловах.
Святые его мощи погребены и почивают в Московском Андрониковом монастыре. Преподобный Андрей канонизирован на основании святости жизни, на основании его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Дни памяти святого: 17 июля (4 июля по церковному календарю), а также в дни памяти Соборов Радонежских и Московских святых.
На пересечении московских улиц Верхняя Масловка и Петровско-Разумовская аллея, в 30-х годах ХХ века появился «городок художников», где работают и живут художники и другие люди искусства. В 2003 года по инициативе жителей «городка», московской творческой интеллигенции, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была образована православная община во имя преподобного Андрея Рублева. Здесь же в «Городке художников на Верхней Масловке» суждено быть храму во имя величайшего русского иконописца и художника святого Андрея Рублева.
Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Святой Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Важным дополнением к немногочисленным сведениям о святом Андрее являются его произведения — иконы и росписи. Согласно известному постановлению Седьмого Вселенского Собора, Православная Церковь почитает образ «наряду с крестом и Евангелием». Поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Подвиг благочестия может перерастать в святость. Отсюда особый чин в православной иерархии святости — чин святых иконописцев, во главе со святым апостолом и евангелистом Лукою, написавшим, по преданию, образ Божией Матери. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий.
Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев.
Его основные произведения:
- иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.);
- росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.);
- икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире;
- росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. ХIV — нач. ХV вв.);
- Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (нач. ХV в.);
- росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.);
- икона Святой Троицы из того же собора;
- росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.).
Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках.
Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Нет никакого сомнения, что святым Андреем создано намного больше святых икон и росписей, чем выше перечислено, однако свидетельств о других его произведениях не сохранилось. «Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению преподобного Иосифа, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения святого Дионисия Ареопагита, переведенные на славянский язык в XIV в. афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи с исихастскими спорами. Ему были близки и творения святого Григория Синаита, доступные русскому читателю. В круг чтения просвещенного человека и, несомненно, святого Андрея входили «Богословие» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и другие творения православных писателей и отцов Церкви.
На протяжении ХIV—ХVII вв. память святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троице как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о святом Андрее, хорошо известном отцам Собора.
Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (кон. ХVI в.): «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...» Здесь святой Андрей именуется преподобным, все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея встречается и в древних месяцесловах.
Святые его мощи погребены и почивают в Московском Андрониковом монастыре. Преподобный Андрей канонизирован на основании святости жизни, на основании его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Дни памяти святого: 17 июля (4 июля по церковному календарю), а также в дни памяти Соборов Радонежских и Московских святых.
На пересечении московских улиц Верхняя Масловка и Петровско-Разумовская аллея, в 30-х годах ХХ века появился «городок художников», где работают и живут художники и другие люди искусства. В 2003 года по инициативе жителей «городка», московской творческой интеллигенции, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была образована православная община во имя преподобного Андрея Рублева. Здесь же в «Городке художников на Верхней Масловке» суждено быть храму во имя величайшего русского иконописца и художника святого Андрея Рублева.
Тропарь преподобного Андрея Рублева, глас 3
Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.
Кондак, глас 8
От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.
Кондак, глас 8
От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.